История Windows для самых маленьких

Кто не знает Windows? Windows знают все. Не всегда, правда, умеют ей пользоваться, но видел её, наверное, каждый человек на Земле, который хоть раз работал на компьютере. Windows — это самое популярное в мире семейство операционных систем, выпускаемых фирмой "Майкрософт".

История Windows не менее интересна, чем история какого-нибудь государства. Текстов на эту тему в Интернете, на самом деле, навалом, но в одних случаях об основных событиях рассказывается как-то совсем уж кратко, в других — лишь сухо излагаются факты и цифры, а иногда и то и другое. Поэтому я решил рассказать эту историю так, как вижу её я, не забыв добавить и своё личное мнение, обратив внимание на те детали, которые лично мне кажутся важными. Статья ориентирована на широкий круг читателей, которым я постарался объяснить все аспекты как можно более простыми словами, чтобы понять всё мог даже не "компьютерщик".

Возможно, у кого-то из тех читателей, кто "в теме", появится впечатление, что я рассказываю о каких-то вещах, появлявшихся в Windows так, как будто это в ней появилось впервые в мире. Конечно же, это далеко не так, но объём статьи и без того вышел внушительный, поэтому я во многих случаях даже не упоминал об аналогах каких-то функций в других операционных системах, и это не значит, что их не было, иначе бы никакого времени не хватило. Рассказ о других операционных системах — это уже другая, не менее интересная история.

Сначала я хотел сделать небольшой пост, но материала набралось так много, что текст пришлось разделить на три части. Надеюсь, это будет вам интересно.

Первая часть (вы её в данный момент читаете)
Вторая часть
Третья часть

Собственно, что из себя представляли первые операционные системы? Почему они были такие, а не сякие? Начнём мы с дел давно минувших дней, преданий старины глубокой. На заре компьютерной эры компьютеры были большими, дорогими и медленными. Об удобстве операторов ЭВМ мало кто думал, ведь компьютеры тогда создавались для вполне конкретных военных и научных задач, а работали за ними люди подготовленные. Не было тогда ни мышей, ни колонок, ни даже экранов. Подключение экрана к компьютеру само по себе было сложной задачей на тот момент. Вместо этого компьютеры выводили информацию при помощи принтера прямо на бумагу. Оператор набирал на клавиатуре команду для компьютера, она печаталась принтером на бумажке, выезжавшей из него. А вслед за командой оператора печатался и ответ компьютера на эту команду. Это — текстовый интерфейс.

"Какой тебе ещё монитор, внучок?"

Кроме текстового интерфейса поначалу никакого другого быть и не могло, потому что принтер — вещь медленная, на каждое движение мыши (тогда ещё не изобретённой) печатать заново целый лист бумаги он не поспевал, как не поспевают и принтеры современные. Поэтому диалог компьютера с пользователем шёл в порядке очереди: команда человека — ответ компьютера — снова вводите команду. Вскоре, конечно, и экраны к компьютерам приделали. Хотя работа с компьютером велась в точно таком же ключе: человек печатает, и его команда появляется в самом низу экрана, при этом всё остальное "отъезжает" на одну строчку вверх, как если бы, при печати на принтере, отъезжал вверх лист бумаги. Подобно бумаге, монитор отображал и то, что было выведено ранее, правда, не всё, а лишь то, что умещалось в экран, он же не резиновый. Зато чернила с бумагой не тратятся. Кстати, если раньше компьютер печатал текст на принтере, и дальше мог спокойно забыть про это, то теперь экран постоянно отображал несколько предыдущих строк текста, и это всё надо было хранить в памяти, а ещё постоянно из этого телевизионный сигнал для монитора создавать. Короче, дел у компьютера прибавилось. Но ничего, компьютеры стали куда мощнее своих предков, и это уже не казалось какой-то слишком сложной задачей, и с тех пор монитор уже считается совершенно неотъемлемой частью компьютера.

Советский компьютер "Багет" с электронно-лучевым монитором

Хоть и появились мониторы, интерфейс по-прежнему оставался текстовым. Одно дело — выводить (и хранить в памяти) текст, другое — произвольное изображение. Самым популярным семейством операционных систем для компьютеров был ДОС — Дисковая Операционная Система. Как ясно из названия, ДОС ориентирован на работу с дисковыми накопителями, такими как дискеты или жёсткие диски. ДОС — это не название конкретной операционной системы, а, скорее, название общего принципа по которому они делались, потому что делала их не какая-то одна контора, а делали их все, кому это было надо. А иногда и просто копировали чьи-то, потому что в те старинные времена законодательства для компьютерной области не было никакого, и можно было, не краснея, брать уже написанный кем-то ДОС и продавать свои компьютеры вместе с ним. Операционные системы с таким названием были выпущены для большинства типов компьютеров того времени, в том числе и для советских компьютеров (которые по большей части были скопированы с западных образцов, но это уже совсем другая история). Microsoft тоже не отставала от моды и в 1981 году выпустила MS DOS, позже неоднократно выпуская его новые версии, последняя из которых была выпущена в августе 2000 года, то есть практически "в наше время". 

Скриншот MS-DOS 7.1 сразу после загрузки

ДОС, в-общем-то был вещью довольно простой. Он умел принимать команды оператора с клавиатуры, выводить текст на монитор, показывать содержимое дисков и запускать с них программы. Когда запускалась программа, управление компьютером полностью передавалось ей. Соответственно, иметь запущенными сразу несколько программ было нельзя. ДОС — однозадачная операционная система. Ну, а в 1960-х годах компьютеры и не были готовы к чему-то более сложному. И непозволительной роскошью казалась идея держать запущенными сразу много программ, когда вычислительной мощности еле-еле хватало на что-то одно. Появившись в 1960-х годах, ДОС оставался популярен аж до 1990-х годов. Ещё до сих пор его можно кое-где на компах встретить. Так что идея была, несмотря на свою простоту, мировая.

Однако компьютеры становились всё мощнее, стало появляться много новых возможностей. Помаленьку стали появляться мыши, звуковые устройства, модемы... А ДОС работать с этим стремительно растущим зоопарком устройств не мог (и не стремился). Работать со ними должны были сами программы. И они работали. Каждый разработчик программ и игр должен был предусмотреть работу со звуковыми картами самых известных производителей, если он хотел, чтобы в его программе или игре был звук, вывод графики, если это было необходимо, причём в разных режимах, дозвон до модемного пула, если нужна была передача данных по сети. Всем этим им приходилось заниматься, потому что ДОС, по сути, мог только запускать программы и больше никак этим программам в работе не помогал. Программы были сами себе операционными системами, и разрабатывать их становилось всё сложнее.

Устройство ввода координатное "мышь".

Кроме того и текстовый интерфейс, несмотря на всю гениальность в своей простоте и все свои преимущества, благодаря которым он до сих пор в определённых областях популярен, нужен и умирать не собирается, всё меньше подходил для работы конечного пользователя. Компьютеры стали дешевле, компактнее и, как следствие, популярнее. Соответственно, если раньше на компьютере работали только инженеры и учёные, то есть люди весьма подготовленные, то теперь компьютер стал доступен и обывателю. Но, чтобы пользоваться ДОСом (а, как правило, там был именно ДОС), хотя бы запустить игру, нужно было знать хотя бы минимум команд для работы с операционной системой. Это сейчас — на иконочку нажал и игра запустилась. А тогда "методом тыка" ничего было не сделать. Кроме того, многие программы уже поддерживали мышь и вывод графики на дисплей, а вот запускать их приходилось всё ещё из командной строки. Короче, ДОС потихоньку перестал отвечать духу времени. Необходимо было что-то с этим делать.

И одним из первых это сделал никому тогда неизвестный Билл Гейтс, глава фирмы "Майкрософт", название которой тогда тоже мало кому что-то говорило. Он придумал вместо того, чтобы требовать от пользователя вводить без ошибок команду на клавиатуре, показывать ему на экране картинки, в которые можно было бы щёлкать мышкой. В результате запускались программы, производилась работа с файлами или ещё чего-нибудь, то, для чего раньше надо было помнить команды и печатать их. Вернее, придумал это не сам Билл Гейтс, а ребята из фирмы Xerox несколькими годами ранее (известной у нас как производитель фотокопировальной техники), но именно он реализовал эту идею в доступном виде, завернул в красивую упаковку и успешно продал её пользователям. А кто там раньше чего придумал — ну кто ж теперь разберёт? Ещё был Стив Джобс, сделавший, по сути, то же самое (вернее, программистом он никогда не был, так что уж точно не он сам, но лицом фирмы стал именно Джобс). Только вот он решил продавать не программное обеспечение, а целый компьютер вместе с ним. Поэтому чтобы оценить его творчество нужно было покупать целый компьютер "Макинтош", а Билл Гейтс предлагал решение для обычных IBM-совместимых компьютеров, что было куда доступнее.

Скриншот Windows версии 1.01

Как вы уже догадались, своё детище Билл Гейтс назвал "Windows", то есть "Окна". И действительно, окна — ключевой элемент в интерфейсе "Виндоуз". Окна — это прямоугольные области на экране, в которых выводилась различная информация. Их можно было перемещать друг относительно друга, закрывать, открывать и т.д., в-общем, точно так же, как это можно делать и сейчас. Но самое главное было то, что отныне стало можно запускать сразу несколько программ одновременно. Информацию они выводили в окна, каждая программа в своё. Программы больше не получали полного управления компьютером, а делили его с Windows, обеспечивая тем самым многозадачность. Помимо этого в Windows была реализована работа с некоторыми устройствами, поэтому разработчики программ могли не тратить время на то, чтобы реализовывать её самим, а лишь послать запрос Windows выполнить работу с устройством за них, благодаря чему разработка программ упростилась (соответственно, такие программы не могли больше работать под ДОС). Но Windows всё же не была полноценной операционной системой, она была всего лишь надстройкой над ДОС. Для работы с Windows на компьютере сначала должен был быть установлен ДОС, из которого Windows запускалась, как обычная программа, открытием файла "WIN.COM". Кроме того, была возможность выйти из Windows в ДОС.

Понравилась Windows далеко не всем. Во-первых, новый, оконный интерфейс, потребовал наличия у пользователя компьютерной мыши, которые тогда стоили далеко не копейки. Во-вторых, программы запускались не вместо Windows, а вместе с ней, да ещё и по нескольку сразу, поэтому сильно выросло потребление оперативной памяти и нагрузка на процессор. В-третьих, банальное человеческое нежелание знакомиться с чем-то новым ("синдром утёнка"). А кроме того программ специально для Windows было очень мало в момент её выпуска, поэтому в ней поддерживалась работа и старых, ДОСовских приложений, которые всё же требовали полного управления компьютером, то есть Windows в этом случае служила лишь как графический интерфейс для их запуска, далее они работали так же как и в ДОС, из-за чего возникал вопрос "А зачем мне Виндоуз, если я и так буду работать с ДОСовскими программами?". Так что первая версия Windows была весьма сдержанно встречена критиками.

Действительно ли из книги цитата или происки современных шутников — не проверял, но суть отражает точно.

Но процесс, как говорится, пошёл. Виндовсом смогли воспользоваться люди, далёкие от компьютеров. Теперь стало можно, не зная никаких команд, кликом мышки запустить пасьянс "Солитёр" и мышкой же раскладывать его. Таких людей было куда больше, чем компьютерщиков. Они уже не могли пользоваться компьютером, если на нём не было Виндоуза. И они хотели ещё. И они несли в Microsoft денежки. Так что выпуск новых версий не заставил себя ждать. И Виндовс стал набирать всё бОльшую популярность.

Загружается Windows 95

Были выпущены версии Windows 2 и 3 а также их подверсии, наиболее популярной из которых стала Windows 3.11. Но настоящей революцией стала Windows 95, появившаяся  24 августа 1995 года. Во-первых, она уже не требовала установленного на компьютере ДОСа, так как он был включён в неё саму. Во-вторых, в ней впервые появились те вещи, без которых современную Windows сложно себе представить, а именно: рабочий стол со значками, меню "Пуск", панель задач. Кроме того, стало можно запускать 32-разрядные приложения, улучшилась работа с файловой системой и устройствами. А вот от полной поддержки программ для ДОС было решено отказаться. На тот момент накопилось уже достаточно много программ для Windows, и, по мнению Microsoft, ДОС-приложения стали уже не нужны. К тому времени, бОльшая часть программ к тому времени уже выпускалась только для Виндоуз.

Грубо говоря, хочешь пользоваться современными программами — устанавливай Windows (и неси за него денежки в Microsoft, по сравнению со стоимостью компьютера — немалые). Естественно, нравилось это далеко не всем, но обычный человек в этой ситуации уже поделать решительно ничего не мог. Производить программы для Windows стало намного выгоднее, чем для ДОС. Во-первых, Windows брала на себя рутину по работе с устройствами, предоставляла графический интерфейс и делала много чего ещё, благодаря чему разработчику программы не нужно было тратить на это время, и создавать программы стало дешевле и удобнее. Во-вторых, уже выросло целое поколение людей, которые команд ДОСа не знали и компьютером без Виндовса пользоваться не могли в принципе, и их становилось всё больше и они были платёжеспособны, соответственно, разработчик мог, не стесняясь, "класть болт" на тех, кто хотел пользоваться программами под ДОС. Больше становилось пользователей Windows — от этого меньше становилось смысла выпускать программу под ДОС — от этого больше становилось пользователей Windows... Виндоуз стала уже неотъемлемой частью персонального компьютера. И за каждую копию (по идее) Microsoft должны была получать деньги. Нет, конечно, можно было воспользоваться пиратской версией, как, собственно, многие тогда и делали и делают и сейчас, но обойтись без Windows вообще стало уже нельзя. Таким образом мир был "подсажен" на "иглу" Windows, с которой не может слезть и по сей день.

Продолжение истории читайте в следующем посте.


You can leave a comment with "Facebook":
Не забывайте оставлять комментарии при помощи "ВКонтакте":
Яндекс.Метрика